10 Мая 2024
Основы эксплуатации «Мотолыги» и «Ушки»
Более полувека назад в далеком 1964 году был создан знаменитый МТ-ЛБ. В те времена никто, вероятно, и предположить не мог, что «Мотолыга» более 50 лет будет находиться в боевом строю, что Харьковский завод выпустит ее огромной серией — свыше двух десятков тысяч экземпляров — и что на базе МТ-ЛБ будет создано около 90 модификаций! Конечно, создавались не только новые модели, но и совершенствовались узлы и агрегаты, на МТ-ЛБ устанавливались новые, более «продвинутые» дизельные двигатели, но в основном эти изменения были «косметическими», поскольку сама по себе база тягача оказалась близкой к идеальной, позволившей устанавливать на ней самые разнообразные комплексы вооружений и использовать машину для самых широких армейских нужд. Однако перейдем к гражданской жизни и нуждам гражданского населения, особенно проживающих в горно-таежной полосе и в условиях Крайнего Севера. На нашей необъятной Родине много геологов, нефтяников, геофизиков, охотников, рыболовов и других специалистов и любителей, которым в своей нелегкой работе просто необходим данный аппарат.
Практически в самом начале жизненного пути с 1967 года стал выпускаться модернизированный вариант МТ-ЛБ — МТ-ЛБ-У. У этой модификации машины была несколько увеличена длина корпуса, появилось по одному дополнительному опорному катку с каждой стороны, на ней был установлен 300-сильный двигатель, и она стала прародительницей целого семейства специальных машин, насчитывавшего около 70 наименований. Из заводских ворот выходили всевозможные командно-штабные машины и машины управления огнем артиллерии и средствами ПВО, спецмашины для войск радиоэлектронной борьбы, войск связи, но вернемся на гражданские рельсы.
Учитывая габариты и грузоподъемность «Ушки», она пользуется огромной популярностью и большущим спросом у профессионалов, упомянутых выше. Но не надо забывать о правильном и своевременном проведении технического обслуживания транспортера-тягача, которое обеспечивает его постоянную техническую исправность и безотказную работу всех его агрегатов и механизмов. Выполнение технического обслуживания в установленные сроки обязательно независимо от технического состояния машины, времени года и суток. Высокие качество и скорость проведения технического обслуживания во многом зависят от правильной организации и целесообразной последовательности выполнения всех работ, установленных для каждого вида технического обслуживания. Запрещается сокращать объем работ, предусмотренный каждым видом технического обслуживания, и уменьшать отведенное время в ущерб качеству их проведения.
Необходимые этапы обкатки и обслуживания
Новые машины, а также машины, вышедшие с капитального ремонта, необходимо подвергнуть обкатке в объеме 300 км, а двигатели в объеме 50 ч работы, включая пробег на заводе-изготовителе. Обкатка проводится строго в соответствии с инструкциями завода-изготовителя.
При обкатке категорически запрещается:
- нагружать двигатель до полной мощности;
- допускать продолжительное движение на максимальных скоростях;
- двигаться по тяжелым дорогам, а также по крутым затяжным подъемам.
Обкатку танков проводят в два этапа:
- первый этап — пробег с половинной нагрузкой от номинальной в объеме 200 км;
- второй этап — пробег с номинальной нагрузкой в объеме 100 км.
Машины под монтажом оборудования обкатываются со штатным оборудованием в полном объеме. Обкатку двигателя проводят согласно инструкции по эксплуатации.
После завершения обкатки:
- необходимо заменить масло в двигателе, коробке передач, промежуточном редукторе, бортовых передачах, ступицах опорных катков и направляющих колес;
- заполняются смазкой (прошприцовываются) все точки смазки независимо от указанной в карте смазки периодичности (кроме точек, требующих разборки узлов для смазывания);
- соответственно подтягиваются все хомуты крепления соединительных шлангов систем охлаждения, питания топливом и смазки.
Вот что необходимо делать в зимний период эксплуатации:
- сливаем воду из системы охлаждения и стеклоомывателя, заправляем систему охлаждения низкозамерзающей охлаждающей жидкостью;
- проверяем исправность средств подогрева и обогрева;
- аккуратно отворачиваем болт, крепящий поворотный угольник дренажной трубки, и сливаем конденсат; проверяем, нет ли воды во впускных и выпускных патрубках;
- при хранении машины на открытой площадке или в неотапливаемом помещении при температуре окружающего воздуха ниже минус 15°С не забудьте снять аккумуляторы и поставить их в помещение для хранения;
- на открытой стоянке укрываем машину брезентом.
В пустынно-песчаной местности:
- постоянно проверяем уровень электролита в аккумуляторных батареях; при понижении уровня доливаем дистиллированную воду;
- очищаем отверстия пробок от пыли и грязи;
- через 25-30 ч работы двигателя очищаем, продуваем или промываем фильтрующий элемент, бункер и циклоны воздухоочистителя;
- техническое обслуживание, связанное с разборкой механизмов тягачей, в полевых условиях проводим только в укрытиях или палатках, исключающих попадание песка и пыли в механизмы «мэтла» и «ушки».
Что мы будем делать в горной местности:
- если ожидается понижение температуры воздуха ниже нуля, сливаем воду из системы охлаждения и стеклоомывателя (для уменьшения образования накипи слитую воду целесообразно использовать для повторной заправки);
- не реже одного раза в три дня проверяем уровень электролита в аккумуляторных батареях.
Ну а в период весенне-осенней распутицы и при эксплуатации в сложных дорожных условиях:
- снимайте жалюзи и промывайте водой поверхность радиаторов;
- по окончании эксплуатации в сложных дорожных условиях, но не более чем через 500 км пробега, проверяйте уровень масла в картерах бортовых передач и в случае обнаружения воды или грязи в масле не поленитесь заменить его.
Не забывайте про эксплуатационные регулировки вездеходов:
- Регулировка привода управления двигателем
- Регулировка привода управления сцеплением
- Регулировка остановочных тормозов
- Регулировка тормозов механизмов поворота
- Регулировка зазора между роликом рычага тормоза механизма поворота и впадиной кулака
- Регулировка свободного хода поводковой коробки фрикциона механизма поворота
- Регулировка сцепления
- Монтажные регулировки
- Регулировка фрикционов механизма поворота транспортера тягача
- Регулировка привода управления главной передачей
- Регулировка рычагов управления
К сказанному выше хочется добавить, хоть «Мэтлы» выглядят сурово и способны преодолевать препятствия высотой до полуметра, горные перевалы, лесисто-болотистую местность, снежные и водные преграды, но все-таки к ним нужно относится с вниманием.
-
ПАССАЖИРСКИЙ СНЕГОБОЛОТОХОД ЛИНКОР
от 10 500 000 руб. -
Новый грузовой ГАЗ-34039 - Росомаха
от 6 000 000 руб. -
Вездеход на шинах низкого давления - аг 30
от 7 990 000 руб.