10 Мая 2024

Основы эксплуатации «Мотолыги» и «Ушки»

Основы эксплуатации «Мотолыги» и «Ушки»

Более полувека назад в далеком 1964 году был создан знаменитый МТ-ЛБ. В те времена никто, вероятно, и предположить не мог, что «Мотолыга» более 50 лет будет находиться в боевом строю, что Харьковский завод выпустит ее огромной серией — свыше двух десятков тысяч экземпляров — и что на базе МТ-ЛБ будет создано около 90 модификаций! Конечно, создавались не только новые модели, но и совершенствовались узлы и агрегаты, на МТ-ЛБ устанавливались новые, более «продвинутые» дизельные двигатели, но в основном эти изменения были «косметическими», поскольку сама по себе база тягача оказалась близкой к идеальной, позволившей устанавливать на ней самые разнообразные комплексы вооружений и использовать машину для самых широких армейских нужд. Однако перейдем к гражданской жизни и нуждам гражданского населения, особенно проживающих в горно-таежной полосе и в условиях Крайнего Севера. На нашей необъятной Родине много геологов, нефтяников, геофизиков, охотников, рыболовов и других специалистов и любителей, которым в своей нелегкой работе просто необходим данный аппарат.

Вездеход в зимнем лесу

Практически в самом начале жизненного пути с 1967 года стал выпускаться модернизированный вариант МТ-ЛБ — МТ-ЛБ-У. У этой модификации машины была несколько увеличена длина корпуса, появилось по одному дополнительному опорному катку с каждой стороны, на ней был установлен 300-сильный двигатель, и она стала прародительницей целого семейства специальных машин, насчитывавшего около 70 наименований. Из заводских ворот выходили всевозможные командно-штабные машины и машины управления огнем артиллерии и средствами ПВО, спецмашины для войск радиоэлектронной борьбы, войск связи, но вернемся на гражданские рельсы.

Учитывая габариты и грузоподъемность «Ушки», она пользуется огромной популярностью и большущим спросом у профессионалов, упомянутых выше. Но не надо забывать о правильном и своевременном проведении технического обслуживания транспортера-тягача, которое обеспечивает его постоянную техническую исправность и безотказную работу всех его агрегатов и механизмов. Выполнение технического обслуживания в установленные сроки обязательно независимо от технического состояния машины, времени года и суток. Высокие качество и скорость проведения технического обслуживания во многом зависят от правильной организации и целесообразной последовательности выполнения всех работ, установленных для каждого вида технического обслуживания. Запрещается сокращать объем работ, предусмотренный каждым видом технического обслуживания, и уменьшать отведенное время в ущерб качеству их проведения.

Необходимые этапы обкатки и обслуживания

Новые машины, а также машины, вышедшие с капитального ремонта, необходимо подвергнуть обкатке в объеме 300 км, а двигатели в объеме 50 ч работы, включая пробег на заводе-изготовителе. Обкатка проводится строго в соответствии с инструкциями завода-изготовителя.

При обкатке категорически запрещается:

  • нагружать двигатель до полной мощности;
  • допускать продолжительное движение на максимальных скоростях;
  • двигаться по тяжелым дорогам, а также по крутым затяжным подъемам.

Обкатку танков проводят в два этапа:

  • первый этап — пробег с половинной нагрузкой от номинальной в объеме 200 км;
  • второй этап — пробег с номинальной нагрузкой в объеме 100 км.

Машины под монтажом оборудования обкатываются со штатным оборудованием в полном объеме. Обкатку двигателя проводят согласно инструкции по эксплуатации.

После завершения обкатки:

  • необходимо заменить масло в двигателе, коробке передач, промежуточном редукторе, бортовых передачах, ступицах опорных катков и направляющих колес;
  • заполняются смазкой (прошприцовываются) все точки смазки независимо от указанной в карте смазки периодичности (кроме точек, требующих разборки узлов для смазывания);
  • соответственно подтягиваются все хомуты крепления соединительных шлангов систем охлаждения, питания топливом и смазки.
Вездеход зимой

Вот что необходимо делать в зимний период эксплуатации:

  • сливаем воду из системы охлаждения и стеклоомывателя, заправляем систему охлаждения низкозамерзающей охлаждающей жидкостью;
  • проверяем исправность средств подогрева и обогрева;
  • аккуратно отворачиваем болт, крепящий поворотный угольник дренажной трубки, и сливаем конденсат; проверяем, нет ли воды во впускных и выпускных патрубках;
  • при хранении машины на открытой площадке или в неотапливаемом помещении при температуре окружающего воздуха ниже минус 15°С не забудьте снять аккумуляторы и поставить их в помещение для хранения;
  • на открытой стоянке укрываем машину брезентом.

В пустынно-песчаной местности:

  • постоянно проверяем уровень электролита в аккумуляторных батареях; при понижении уровня доливаем дистиллированную воду; 
  • очищаем отверстия пробок от пыли и грязи;
  • через 25-30 ч работы двигателя очищаем, продуваем или промываем фильтрующий элемент, бункер и циклоны воздухоочистителя;
  • техническое обслуживание, связанное с разборкой механизмов тягачей, в полевых условиях проводим только в укрытиях или палатках, исключающих попадание песка и пыли в механизмы «мэтла» и «ушки».

Что мы будем делать в горной местности:

  • если ожидается понижение температуры воздуха ниже нуля, сливаем воду из системы охлаждения и стеклоомывателя (для уменьшения образования накипи слитую воду целесообразно использовать для повторной заправки);
  • не реже одного раза в три дня проверяем уровень электролита в аккумуляторных батареях.

Ну а в период весенне-осенней распутицы и при эксплуатации в сложных дорожных условиях:

  • снимайте жалюзи и промывайте водой поверхность радиаторов;
  • по окончании эксплуатации в сложных дорожных условиях, но не более чем через 500 км пробега, проверяйте уровень масла в картерах бортовых передач и в случае обнаружения воды или грязи в масле не поленитесь заменить его.
Сварка двери на вездеходе

Не забывайте про эксплуатационные регулировки вездеходов:

  • Регулировка привода управления двигателем
  • Регулировка привода управления сцеплением
  • Регулировка остановочных тормозов
  • Регулировка тормозов механизмов поворота
  • Регулировка зазора между роликом рычага тормоза механизма поворота и впадиной кулака
  • Регулировка свободного хода поводковой коробки фрикциона механизма поворота
  • Регулировка сцепления
  • Монтажные регулировки
  • Регулировка фрикционов механизма поворота транспортера тягача
  • Регулировка привода управления главной передачей
  • Регулировка рычагов управления

К сказанному выше хочется добавить, хоть «Мэтлы» выглядят сурово и способны преодолевать препятствия высотой до полуметра, горные перевалы, лесисто-болотистую местность, снежные и водные преграды, но все-таки к ним нужно относится с вниманием.

  • ПАССАЖИРСКИЙ  СНЕГОБОЛОТОХОД ЛИНКОР

    ПАССАЖИРСКИЙ СНЕГОБОЛОТОХОД ЛИНКОР

    от 10 500 000 руб.
  • Новый грузовой ГАЗ-34039 - Росомаха

    Новый грузовой ГАЗ-34039 - Росомаха

    от 6 000 000 руб.
  • Вездеход на шинах низкого давления - аг 30

    Вездеход на шинах низкого давления - аг 30

    от 7 990 000 руб.
ПОЗВОНИТЕ НАШЕМУ СПЕЦИАЛИСТУ, МЫ ОТВЕТИМ НА ВСЕ ВАШИ ВОПРОСЫ
ПОЗВОНИТЕ НАШЕМУ СПЕЦИАЛИСТУ, МЫ ОТВЕТИМ НА ВСЕ ВАШИ ВОПРОСЫ
Мельников Владимир Юрьевич
Специалист по линкорам
или напишите ваши задачи, мы подберем для вас выгодное решение:v.melnikov@izgtgroup.ru